Детали конструкций гребных лодок


В гребной категории наиболее ходкими и удобными в обращении оказываются надувные лодки ПВХ, у которых крой баллонов выполнен с плавными переходами, без изломов, с поднятием на форштевне и ахтерштевне. Баллон разделен на две герметичные секции (чашки) при помощи эластичных мембран, которые, во-первых, обеспечивают своеобразное резервирование воздуха при повреждении одной из секций баллона лодки, давая возможность вернуться к берегу. А с другой стороны, до некоторой степени компенсируют разницу давления в отдельных секциях надувной лодки. В отличие от надувных моделей прошлого века, баллон которых делился мембранами в диаметральной плоскости судна (ДП), на современных лодках ПВХ подобные мембраны делят баллон на миделе — тем самым обеспечивая возможность при повреждении баллона сложить лодку пополам и добраться до укрытия.
О «чашках». Повреждение этого устройства опасно очень крупными неприятностями. Потрогать и увидеть, чтобы оценить состояние «чашки», невозможно — она вклеена внутрь баллона. Но можно и нужно это делать по косвенным признакам. Если вы накачиваете надувную лодку через один клапан и вдруг обнаруживаете, что накачивается или лодка ПВХ целиком, или соседние секции баллона — у вас повреждена «чашка» («чашки»). Если, открыв воздушный клапан, вы обнаруживаете, что лодка сдувается вся или две соседние секции — у вас тот же дефект. Повреждение «чашки» чревато тем, что даже незначительное повреждение баллона лодки на одной секции может привести к выходу воздуха изо всей полости надувной лодки со всеми вытекающими. Поэтому в процессе накачивания воздуха и сворачивания лодки обращайте на эту деталь особое внимание.
Днище надувных лодок ПВХ первой категории выполнено из одного слоя ткани ПВХ, иногда усиленного рейкой настила (под рейкой настила понимаются 2 листа 8 — 9-миллиметровой водостойкой фанеры, которые ставятся враспор между баллоном и днищем). Подобная конструкция днища позволяет спокойно стоять на нем. Как один из вариантов оформления днища на очень маленьких надувных лодках может применяться надувная вставка, которая также крепится враспор между баллонами лодки. Но стоять на подобном днище удобно лишь на коленях.
Для надувных лодок размеров 2,7 — 3,1 м оптимальным вариантом установки банок в лодке будет подвижное — по принципу ликтрос — ликпаз: крепление представляет собой специальный шнур (ликтрос), приклеенный к баллонам, и специальную накладку снизу банки с пазом (ликпаз), повторяющий ликтрос по форме. Еще одним вариантом оборудования места гребца, может быть надувной пуфик, иногда — с такой же надувной спинкой. Пневматические элементы ставятся также в распор между баллонами — и между ними выбирается наиболее удобный для посадки гребца угол надувной лодки.
Гребные надувные лодки, на которых производителем устанавливается навесной транец для мотора, имеют отличие от просто гребных лодок. Оно заключается том, что лодка имеет в корме часть баллона, расположенного перпендикулярно ДП. Именно на нем устанавливаются 4 рыма, отлитых из пластика, на которых и устанавливается транец, пока лодка не надута. После накачки лодки ПВХ до номинального значения транец надежно фиксируется. Транец обычно рассчитан под мотор мощностью не свыше 3,5 л.с. или под электромотор. К слову, если на надувной лодке предстоит плыть одному, то для создания оптимального ходового дифферента и удобства плавания стоит часть груза разместить ближе к носу. Тогда эффективнее выбирать мотор с управлением газом на румпеле.