Детали конструкций моторно-гребных лодок


В категории моторно-гребных надувных лодок — баллон имеет несколько увеличенный диаметр, в сравнении с предыдущими моделями. Он поделен на секции точно такими же по конструкции «чашками», так что требования по внимательному к ним отношению — точно такие же.
В этих лодках, помимо объема воздуха, заключенного в баллон, есть и еще один небольшой объем, заключенный в кильсоне. С точки зрения безопасности он мало что дает, но на ходовые качества влияет существенно. Благодаря его наличию жесткий настил (на языке судостроителей — пайол, который может выполняться и из водостойкой фанеры и из алюминиевых профилей), поставленный враспор между баллонами, растягивает полотнище днища, задавая килеватость судна. В результате мы получаем, в первую очередь — курсовую устойчивость, и особенно при ходе в небольшую волну. В волну же наличие килеватости позволяет заметно снизить силу ударов в носовой части и брызгообразование.
У небольших надувных лодок этой категории в качестве палубы используется пайол, выполненный из водостойкой фанеры толщиной 9 — 12 мм. Элементы пайола между собой могут соединяться несколькими способами. Например — с помощью лент из ПВХ, это пайол-книжка. Для укрепления такого пайола на лодках, где рекомендован двигатель более 6 л.с., тот может дополнительно скрепляться специальными алюминиевыми стрингерами. А есть и пайолы, части которых скреплены через специальные алюминиевые профили. Транец на лодках выполняется из водостойкой фанеры, в зависимости от рекомендованной мощности мотора его толщина может быть от 12 до 30 мм. Он приклеивается к баллону, как правило, при помощи специальных транцевых профилей, отлитых из ПВХ. В этой же категории находятся лодки, у которых отсутствует наборный пайол. Конструкторы в данном случае пошли двумя способами. Первый — это создание плоскодонной конструкции на принципах надувного дна низкого давления . При длине 3,5 — 3,8 м получились достаточно легкие суда, которые могут использоваться на малых акваториях с небольшой возможной волной. Второе направление — создание лодок с умеренной килеватостью по технологии надувного дна низкого давления. И надо сказать, что и эти надувные лодки нашли своего покупателя и свою нишу в сегменте лодочной торговли.
Еще одно направление — это создание палубы при помощи плоской надувной подушки высокого давления (до 0,8 атм) — эйрдека, который, опираясь на надувной кильсон, задает требуемую килеватость судну. Для изготовления эйрдека используются различные по плотности виды тканей, но их основной конструктивной особенностью будет наличие своеобразного «гамбургера», слои которого связаны между собой многочисленными нитями. Лодки повышенной мореходности в первую очередь отличает еще больший диаметр баллона и кильсона, увеличенная толщина транцевой доски. В некоторых моделях используется надувной пол, а может использоваться составной кильсон, изготовленный из водостойкой фанеры, причем секции пайола усилены, обязательно используются стрингера. Транец, как правило, вклеивается на лентах из ПВХ. Подобная технология, не снижает прочность вклейки, скорее — даже наоборот.