материалы для лодок

Материалы для лодок.
Остановимся на некоторых технологических и конструкционных решений, знание которых поможет грамотно осуществить выбор лодки ПВХ, и правильно ее обслуживать в процессе эксплуатации. В России наиболее востребованными являются несколько материалов, с этими материалами работают практически все производители лодок из ПВХ. Это синтетические ткани под торговыми марками Vinyplan, Scanplan от компании Oy Scantarp Ab (Финляндия); HEYTex от Heytex Bramsche GmbH (Германия); Valmex, Plastel от Mehler AG (Германия, филиал — в Чехии); материалы под торговыми марками южнокорейских фирм Mirasol, Unisol, LG Hausys, WonPoong. Все эти материалы достаточно близки по основным техническим свойствам — таким, как адгезия, прочность на разрыв и на растяжение, защита от ультрафиолетовых лучей, диапазон рабочих температур и т.д.
Потребителей, при выборе лодки ПВХ интересует несколько практических вопросов. Например, насколько важен показатель плотности ткани ПВХ? Какие ПВХ-материалы применяются при изготовлении лодок — трех- или пятислойные и зачем? Начнем с основы — ткани, на которую и наносятся слои ПВХ. В качестве примера рассмотрим характеристики материала Vinyplan от финской компании Scantarp. Производителем указан параметр основы — DTEX 1100 1/1, это значит, что в материале основой является вязанная полиэфирная ткань, в которой основные прочные нити ( от 7 до 15 на сантиметр) связаны тонкой скрепляющей нитью. Прочность и свойства материала основы можно изменить, добавляя или уменьшая количество основных или связывающих нитей. Ткань можно плести таким образом, что при плетении будет как продольных основных нитей, так и поперечных связывающих нитей — по одной (иногда при плетении используют и двойные нити). Получаем первый параметр ткани — (1/1). Число же DTEX косвенно определяет толщину и прочность нити, используемой в изготовлении основы. Конкретно — оно показывает, сколько граммов весит 10 км нити. Для нашего случая DTEX 1100 означает, что упомянутая нить длиной 10 км весит 1100 г. Чем больше число DTEX, тем толще нить — и, соответственно, прочнее основа и сама ПВХ-ткань.
Если мы посмотрим на разные типы материалов под маркой HEYTex, имеющие плотность в 700, 850 и 1050 г/м?, то здесь также применяется ткань с одинаковым значением DTEX! Значит параметры на разрыв совпадают, немного будут отличаться показатели растяжения — из-за незначительной разницы в толщине слоев поливинилхлорида, нанесенных с обеих сторон основы. Которые для потребителя абсолютно никакого значения не имеют, а важны лишь для производителя — для организации оптимального раскроя рулона. Хотя некоторые могут обратить внимание, что материалы все же имеют разную толщину — следовательно, и разная у них должна быть износоустойчивость и противодействие истиранию. Да, это так, но вот только разница в толщине слоев из ПВХ в 0,1 — 0,3 мм разве может быть определяющей? Скорее, и это показывает практика обращения с лодками из ПВХ, что эту разницу могут уловить только точные приборы. Тем более что все равно те элементы лодки, которые подвержены в большей степени истиранию, необходимо дополнительно защищать специальными профилями — вне зависимости от толщины применяемого ПВХ. Вывод — толщина материала на лодках из ПВХ одинаковых размерений не является сколько-нибудь значимым критерием, по которому следует лодку выбирать.
Теперь — о многослойности. Слоев ПВХ у тканей наиболее распространенных производителей этих материалов может быть от двух и до семи. Но дело в том, что на ПВХ-лодки идет ткань только со строго определенными параметрами: на разрыв, на растяжение, на воздуходержание, на стойкость к морской воде и т.д. Эти свойства четко прописаны в европейских стандартах. Наши производители лодок из ПВХ, работая с импортными материалами, используют ткани, которые состоят из пяти слоев. Визуально их разглядеть достаточно сложно, но в схемах производителей все слои присутствуют: основа, два слоя с каждой стороны основы, обеспечивающие необходимую адгезию (прилипание) ПВХ к полиэстеру (полиамиду) и непосредственно сами слои ПВХ. В отдельных случаях дополнительным слоем можно придать материалу такие свойства, как, например, нефтеустойчивость или повышенную огнестойкость. Но это уже будут 6 — 7-слойные ПВХ-материалы.